Главная / Пресс-центр / Новости / В ноябрьском номере газеты "Единая сеть" опубликована статься о нашем проекте "Валаам". Полный текст статьи можно прочитать ниже. /

Новости

В ноябрьском номере газеты "Единая сеть" опубликована статься о нашем проекте "Валаам". Полный текст статьи можно прочитать ниже.

07 декабря 2009

В ноябрьском номере газеты «Единая сеть» опубликована статься о нашем проекте «Валаам». Полный текст статьи можно прочитать ниже.

По воде аки посуху

МЭС Северо-Запада заканчивают электрификацию Северного Афона

В конце декабря на острове Валаам состоится событие, которого местные жители ждали 20 лет и об успешном завершении которого весь последний год молились монахи Валаамского монастыря. МЭС Северо-Запада введут в работу новые энергообъекты кабельно-воздушную линию электропередачи 35 кВ Ляскеля – Валаам и подстанцию 35 кВ Валаам.

При свете лампад

По одной из версий, слово «валаам» с финского языка переводится как «земля света». Однако долгое время на острове главным источником света в монашеских обителях были свечи и лампады. До начала 1990-х годов за энергоснабжение домов жителей-мирян и монастыря отвечала небольшая дизельная электростанция. Со временем она выработала свой срок эксплуатации – очень часто, особенно зимой, электростанция выходила из строя, на долгие недели оставляя островитян без света и тепла. В 2007 году силами ОГК-1 на Валааме была введена в работу новая дизельная электростанция, а ФСК получила от Владимира Путина поручение осуществить электрофикацию архипелага. Согласно проекту, МЭС Северо-Запада предстояло построить кабельно-воздушную линию электропередачи 35 кВ Ляскеля – Валаам длиною 50 км, часть которой проходит по дну Ладожского озера, а также возвести подстанцию нового поколения 35 кВ Валаам и расширить подстанцию 220 кВ Ляскеля в одноименном поселке Сортавальского района республики.

Ждать погоды у озера

В середине августа корреспонденты «ЕС» побывали на Валаамском архипелаге, где стали свидетелями уникальных для МЭС Северо-Запада работ – прокладки подводного участка (24,7 км) кабельно-воздушной линии электропередачи. Эта часть проекта – одна из самых трудоемких  –  напрямую зависела от погоды. На острове нас встретил генеральный директор подрядной организации «Комплексные энергетические решения» Дмитрий Шаманов. Он рассказал, что кабель по дну озера протягивается в один заход  –  он должен единой линией соединить два берега. Если, например, начинается шторм, а работы не завершены, кабельная линия обрезается, судно, которое ее тянет, возвращается к берегу,  –  это значит, что надо начинать все заново.

Планировалось, что прокладка валаамского кабеля состоится в первых числах августа. Но именно из-за плохой погоды сроки пришлось сдвинуть на две недели. В день нашего приезда водный покров озера был спокойным, а сила ветра не превышала 8 м/с. Работы начались.

Тянем-потянем

Кроме компании «Комплексные энергетические решения», в строи- тельстве воздушно-кабельной линии электропередачи 35 кВ Ляскеля – Валаам участвовали еще две подрядные организации: финская компания «Сапсиалэнд», ответственная за шефмонтаж объекта, и Ростелеком, взявший обязательства выполнить подводные работы.

– Прокладка кабельных линий электропередачи под водой – искусство сродни ювелирному, ведь важно сделать все максимально точно и не повредить кабель. – рассказывает Дмитрий Шаманов.

– По заданию МЭС Северо-Запада мы больше года искали специалистов для выполнения этих работ. В результате остановились на финской компании, инженеры которой обладают серьезным опытом строительства таких линий в Финляндии и других странах Европы.

Тянуть кабель начали со стороны острова Валаам. У берега стоит грузовое судно «Лида» –  в его трюме находится барабан с проводом. На суше работники «Комплексных энергетических решений» принимают с корабля конец кабеля, закрепляют его в кабельном колодце и докладывают на судно о завершении работ.

«Лида» отчаливает от острова и берет курс на большую землю. Она идет по глади озера, строго следуя маршруту трассы линии. Барабан с проводом крутится, по сантиметру отдавая кабель в воду. Корабль сопровождает катер с водолазами и медиками. Связь в группе осуществляется по рации.

– Бригада по шеф-монтажу под руководством ответственного за прокладку кабеля Генри Хогланда отвечает за навигацию судна, а также отдает команды водолазам, – объясняет происходящее Дмитрий. – Финские и русские монтажники общаются между собой на английском языке. Переводчиком выступает специалист службы инвестиционных проектов ЦИУС Северо-Запада Александр Гусев. Генри дает капитану команду начать отдачу кабеля. Провод подается на поверхность озера по роликам кабелеукладчика, а работники на катерах вручную подкладывают под него поплавки. Благодаря этому, кабель не перегибается и не тонет.

Тем временем водолазы приступают к погружению в воду и начинают топить кабель, убрав поплавки. С помощью гидромониторов, выпускающих сильные водяные струи, им предстояло сделать в грунте, на дне Ладожского озера, траншею глубиной один метр. Сюда надо поместить кабельную линию электропередачи, после чего, говоря профессиональным языком, «замыть» грунтом, то есть закопать.

– Делается это для того, чтобы избежать повреждения кабеля, например, якорем корабля, – поясняет Дмитрий. – Работы по прокладке траншеи выполняются только на участках, где глубина озера составляет менее 10 метров. Там, где она больше, провод не надо закапывать. На 1 км трассы приходится 20 тонн кабеля – он спокойно ложится на дно, где ему ничто не грозит.

Водолазы работают командой по три человека: один погружаетя в воду, второй его страхует, а третий в полном обмундировании ждет своей очереди на погружение. Каждый находится под водой не более трех часов. Средняя скорость прохождения по дну – 100 метров в день.

В то же время «Лида» продолжает двигаться от берега со ско- ростью не более 2 км/ч, отдавая кабель в воду. Точность перемещения судна корректируют сопрово- ждающие его буксиры. Они следят, чтобы провод при спуске на воду не соскальзывал с кабелеукладчика, не перегибался и на дне пролегал по предусмотренной проектом трассе.

По рации сообщили что у водолазов нештатная ситуация. Один из них, всего 10 минут назад ушедший под воду, поднялся на поверхность. Оказалось, на трассе линии стали появляться массивные корни растений. Руководитель водолазной группы принимает решение вырубать их лопатами. Водолазы работают парами и сменяются каждые 15 минут. Затем их осматривает главный водолазный врач Республики Карелии Юрий Кузьмин и дает «добро» на продолжение подводных работ: пора вымывать траншею. Но вскоре на трассе опять заминка: на дне обнаружен затонувший баркас, который пришлось разламывать и убирать в сторону.

Вписаться в ландшафт

Трудности строителей кабельно-воздушной линии электропередачи 35 кВ Ляскеля – Валаам подстерегали и на берегу. Дмитрий Шаманов показал нам деревянные опоры. Для их установки использовался трудоемкий метод скальной заделки.

– Валаамский архипелаг очень скалистый. Поэтому основания деревоопор нам пришлось крепить к скальной поверхности с помощью стальной арматуры, – рассказывает Дмитрий. – Работы осложнялись тем, что постоянно надо быть начеку: здесь много змей и клещей.

Деревянные опоры для линии электропередачи 35 кВ Ляскеля – Валаам были выбраны не слу- чайно. Более экономичные, обработанные специальной антипо- жарной пропиткой, обладающие высокими изоляционными свойствами, они удобны для перевозок и легко монтируются. По словам Дмитрия Шаманова, эти опоры прослужат более 40 лет. Всего сотрудники компании «Комплексные энергетические решения» установили 300 таких конструкций.

Подстанция «светлой земли»

В конце дня мы отправились на строительную площадку подстан- ции 35 кВ Валаам. В середине авгу- ста здесь как раз разворачивались подготовительные работы. Этот энергообъект будет распределять электроэнергию среди потреби- телей острова. Основным элемен- том подстанции станет элегазовое оборудование. На объекте плани- руется смонтировать модульные комплектные распределительные устройства 35 и 6 кВ, а также уста- новить два трансформатора сум- марной мощностью 12,6 МВА.

По словам директора Карель- ского предприятия МЭС Северо- Запада Юрия Некрасова, выбор в пользу элегазового оборудования был сделан благодаря его ком- пактности и высокой надежности, а также из соображений экологи- ческой безопасности.

– Этот фактор имеет большое значение для сохранности богатой природы такого культурноисторического памятника как остров Валаам, – поясняет Юрий Некрасов. – Управление объектом будет осуществляться с материка, с подстанции 220 кВ Ляскеля, где установят автоматизированную систему управления технологическими процессами. А дежурные монтеры станут оперативным персоналом сразу двух подстанций: 220 кВ Ляскеля и 35 кВ Валаам. На случай возникновения нештатных ситуаций мы заключаем договор с Карельским предприятием Северо-Западного филиала ОАО «Главсетьсервис» на обслуживание подстанции 35 кВ Валаам и кабельно-воздушной линии 35 кВ Ляскеля – Валаам. Для ремонтной бригады будет арендован катер, что позволит ей в течение 30–40 минут прибыть на остров, чтобы предпринять необходимые меры по восстановлению его энергоснабжения.

Испытание штормом

На второй день нашего пребывания на Валааме на Ладожском озере с утра начался шторм. Позвонив Дмитрию Шаманову, мы узнали, что судно «Лида» успело зайти в бухту полуострова Ханука, где заканчивается трасса кабельной линии. А это значит, что прокладка состоялась. Что- бы завершить ее и вывести кабель на берег, капитану «Лиды» предстояло выполнить сложнейшую задачу – развернуть корабль кормой к полуострову. Во-первых, была опасность сесть на мель. Во-вторых, выполнять такие маневры в условиях, когда расстояние от кормы и носовой части корабля до берега не более 10 метров, более чем рискованно. Но самое главное – ни в коем случае нельзя было повредить кабель. Судно разворачивали буквально по сантиметру в течение четырех часов. Операция прошла успешно.

На следующий день «Лида», выполнив свою миссию у острова Валаам, покинула Ладожское озеро. Но водолазы Ростелекома еще неделю проводили подводные работы – аккуратно закапывали линию в грунт.

– Для МЭС Северо-Запада это был уникальный и бесценный опыт, который обязательно пригодится нам в будущем, – говорит главный инженер МЭС Северо- Запада Виктор Федотов. – Хочу поблагодарить всех, кто принимал участие в этих масштабных работах и сделал все, чтобы в домах жителей Валаама всегда было тепло и светло.

Елена Гресь

Материалы взяты с сайта http://www.fsk-ees.ru/press_centre_gazette_2009.

© 2018 «КЭР» Все права защищены.

Сайт создан в веб-бюро

Адреса филиалов ГК «Комплексные энергетические решения»:

г. Москва, 121087, ул. Барклая, д. 6, стр. 5

Тел.: (499)703-32-66

 

г. Санкт-Петербург, 192019, ул. Хрустальная, д. 18, лит. А 

Тел.: (812)309-36-38; Факс: (812) 319-36-38

 

Филиал в г. Владивосток

г. Владивосток, 690091, ул. Светланская, д. 72
Тел.: (423) 294-82-12