Главная / Пресс-центр / Новости / Член совета директоров ГК КЭР Баранов А.М. принял участие в открытом заседании Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по энергетике /

Новости

Член совета директоров ГК КЭР Баранов А.М. принял участие в открытом заседании Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по энергетике

06 апреля 2017

6 апреля 2017 года в Москве состоялось открытое заседание Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по энергетике, с участием рабочей группы «Качество повседневной жизни» Общероссийского народного фронта на тему: «Энергоэффективность в теплоснабжении – как единственный путь выхода из кризиса».

На данном заседании выступил Баранов А. М. по проекту «Федеральный тепловой оператор». В своем выступлении он остановился на проблеме изношенности инфраструктуры теплоснабжения. Построенные в основном во времена СССР котельные и тепловые сети в существующем состоянии не могут обеспечить не только современный уровень комфорта для жителей, но и зачастую элементарную безаварийность работы систем теплоснабжения. Возможность финансирования системной модернизации инфраструктуры за счет средств бюджетов отсутствует, в бюджете просто нет для этого необходимых резервов.

Особенно остро стоят проблемы в малых и средних городах. Если в крупных городах теплоснабжающие организации в силу своего размера могут рассчитывать, как на тарифные источники инвестиций, так и приемлемый банковский кредит, то в малых городах нет ни возможности повышения тарифов для населения, ни возможности привлечения долгосрочного банковского финансирования.

Было отмечено, что «КЭР» обладает опытом в реализации проектов государственно-частного партнерства в Кировской, Нижегородской, Архангельской областях, Приморском и Хабаровском краях и других территориях РФ.

На основе опыта реализации теплоэнергетических проектов «КЭР» можно сделать вывод, что сама отрасль теплоэнергетики интересна для инвесторов, как с точки зрения доходности, так и с точки зрения эффективности работы. Например, Кировская область, в которой пять лет назад часть котельных была переведена в рамках проекта ГЧП на сумму 620 млн рублей с дизельного топлива на торф, окупила вложенные средства в течение трех лет.

Другой пример. В рамках энергосервисного договора между «ГК „КЭР“ и ОАО «Теплоэнерго» в Нижнем Новгороде стоимость реконструкции 13 котельных общей мощностью более 300 Гкал/час была оценена в сумму около 1,8 млрд рублей. Ключевым обязательством исполнителя по договору является получение «Теплоэнерго» экономического эффекта в размере более 3 млрд рублей в течение срока контракта. При этом все расходы на модернизацию несет «КЭР», а нижегородское предприятие должно возместить эти затраты в течение следующих девяти лет за счет экономии, возникающей от внедрения энергосберегающего оборудования.

Как показывают расчеты, без повышения тарифов инвестиции в источники тепловой энергии окупаются как правило при 10-летнем кредите по ставке 8-9 процентов, тепловые сети при 20-летнем кредите по ставке 4-5 процентов. Таких кредитов в нашей стране для инвестиций в тепло нет. Кредитные ставки, под которые банки выдают деньги на такие проекты, чаще всего выше среднерыночных. Например, когда «КЭР» выступала в качестве инвестора в уже упоминаемом проекте в Кировской области, то платили банку ставку 14% годовых. При этом средневзвешенная ставка в то время по рынку составляла 12-12,5%.

Если же финансировать модернизацию по существующим ставкам, то это ведет к повышению тарифов. Повышение тарифов сверх установленного темпа роста ведет в соответствии с законодательством к необходимости субсидирования тарифов для населения со стороны регионального и муниципального бюджета. Даже устойчивые с финансовой точки зрения регионы, как правило, могут выдержать такую финансовую нагрузку по одному-двум проектам в средних городах, в дальнейшем проекты в конкретном регионе остановятся из-за отсутствия денежных средств на субсидии.

Для того, чтобы сделать возможным развитие теплоэнергетики в России на выгодных для населения и государства условиях, необходимо предпринять следующие шаги:

1. Принятие федеральной программы по обеспечению инвестиций в модернизацию теплоснабжения, предусматривающую механизмы поддержки инвестиций (субсидирование ставки, гранты муниципалитетам или инвесторам на подготовку проектов, предоставление специальных гарантий под проектное финансирование и т.д.).

2. Формирование системных игроков в данной отрасли – крупных федеральных тепловых операторов, которые смогут на системной основе готовить и реализовывать проекты реконструкции.

3. Необходимо решать проблему с бюджетными субсидиями на компенсацию роста тарифа – либо сделать более гибкой систему определения размера субсидий при реализации инвестиционных проектов, либо возможно сформировать специальную систему межбюджетного кредита, когда на размер данной субсидии регион может взять кредит на выплату субсидий, чтобы в дальнейшем выплатить его из тарифных источников.



© 2017 «КЭР» Все права защищены.

Сайт создан в веб-бюро

Адреса филиалов ГК «Комплексные энергетические решения»:

г. Москва, 121087, ул. Барклая, д. 6, стр. 5

Тел.: (499)703-32-66

 

г. Санкт-Петербург, 191119, ул. Воронежская, д. 5, лит. А

для корреспонденции:

г. Санкт-Петербург, 192019, ул. Хрустальная, д. 18, лит. А

Тел.: (812)309-36-38; Факс: (812) 319-36-38

 

Филиал в г. Владивосток

г. Владивосток, 690091, ул. Светланская, д. 72
Тел.: (423) 294-82-12